Международный институт генеалогических исследований
Записывайтесь на курсы по генеалогии
Программа «Российские Династии»

Страницы истории. На ветрах времени

21.09.2013

Самые древнейшие поселения на территории села Рыкань (ныне это территория Новоусманского района Воронежской области ) относятся к катакомбному периоду эпохи бронзы (конец III и первой половины II тысячелетия до н.э.).
Некоторые краеведы связывают название села со словом «рык», но это объяснение надо признать ненаучным. По всей видимости, название в какой-то степени связано с «усманью», словом тюркского происхождения (а возможно, иранского): у них общее окончание – «ан (ь)» – источник, колодезь на иранском языке.

Не исключено, что «рыкань» обозначает степной (полевой) родник (колодезь), в отличие от «усмани» – «источник каменистый». В селе очень распространена фамилия Минаковы. И не исключено, что далёкие предки рыканцев жили на тульских землях: она встречается в 1627 году в городе Белеве. Селение существовало во второй половине XVII века и было основано выходцами из Усмани-Собакиной. В 1746 году в нём насчитывалось 60 дворов.

В 1782 году в селе насчитывалось уже 167 помещичьих крестьян, 193 однодворца и 22 ямщика.

Видным деятелем воронежской культуры прошлого был уроженец села Степан Васильевич Юшков (1781 – 1828), один из первых учителей первой воронежской школы – Главного народного училища. Он – автор пьесы «Опыт дружбы», целого ряда стихотворений, написанных в народном духе, переводчик. С 1812 года состоял штатным смотрителем уездного училища в Белгороде.

Во время Отечественной войны 1812 года в Рыкани уже 557 однодворцев, 7 войсковых обывателей и 46 ямщиков, из которых в армию взяли 19 человек. А через 53 года в селе – 186 дворов, в которых проживали 1529 человек, а уже в 1900 году было 402 двора, 2583 жителя, 4516 десятин надельной земли, церковь, одно общественное здание, земская и церковноприходская школы, водяная мельница, 6 кузниц, 6 кирпичных заводов, 6 мелочных лавок, трактир, 3 чайные лавки.

В период революции 1905-1907 годов жители Рыкани приняли активное участие в революционном движении. Организаторы революционного выступления Трифон Иванович Попов, Ефим Васильевич Минаков были сосланы в город Пинегу Архангельской губернии, где находились вплоть до Февральской революции. Оставшиеся участники выступления установили позже связь с ЦК РСДРП и газетой «Правда», которая довольно часто на своих страницах сообщала о жизни села.

Вернувшись из ссылки Попов, Минаков, Михайлов в ноябре 1917 года создали в селе партийную организацию и в своём письме в ЦК партии указали, что «единственной должна быть власть в Российской республике только Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов – истинных выразителей революционной власти». 31 декабря 1917 года рыканские коммунисты написали письмо В.И.Ленину, в котором говорилось, что «в настоящее время, пользуясь Вашими указаниями, вся земля, весь живой и мёртвый инвентарь у помещиков взят нами в учёт. Будем руководствоваться Вашими указаниями, то есть всё взятое держать под строгим контролем. И всё, что будет мешать революции, будем стирать в порошок».

24 января 1918 года Рыканский большевистский комитет сообщил в секретариат ЦК, что здешняя парторганизация насчитывает 22 члена и что сельское «население, можно сказать, почти все большевики».

А 1 января 1918 года создана Рыканская волость.

В начале февраля на заседании Рыканского волостного Совета крестьянских депутатов в присутствии 27 человек было принято постановление об организации отделов – исполнительного, земельного, продовольственного, попечительского, судебного и культурно-просветительского. В одном из документов 25 мая 1918 года отмечалось, что в Рыкани существует партийный комитет и что парторганизация насчитывает более 180 человек.

В то время на южных рубежах Воронежской губернии сложилась довольно напряжённая обстановка, вызванная выступлением генерала Краснова и наступлением немецких войск на Украине. 19 февраля 1918 года секретариат ЦК партии написал письмо рыканским коммунистам, в котором спросил у них: не смогут ли они создать у себя «группу Красной социалистической армии» для защиты завоеваний революции?

В ответ на запрос рыканцы ответили, что они смогут это сделать. После изгнания белых, как вспоминала Заслуженная учительница РСФСР Анна Васильевна Шапошникова, в селе существовал женский актив, в состав которого входило две учительницы и четыре крестьянки – жены сельских коммунистов. Они заботились о десяти детях-сиротах, живших в крестьянских семьях, для которых они собирали у населения холст, продукты питания. Дети находились в крестьянских семьях до весны 1921 года, когда для них был открыт детский дом.

На заседание уездного комитета 1922 года принято решение об организации в сёлах сельскохозяйственных кооперативов-артелей, для чего были назначены специальные инструктора. В Рыканскую волость был послан Шерстюков, который 2 октября 1922 года создал артель «Чернорабочий хлебороб». Важнейшей задачей жителей села стали ликвидация последствий посевной кампании 1922 года. С нею рыканцы справились: 18 мая газета «Воронежская коммуна» отменила, что состояние посевов в Рыканской волости, исходя из пятибалльной системы, было следующим: озимые – 4, яровые – 3, травы – 4.

В 20-е годы в сёлах Воронежского уезда довольно часто проходили месячники по оказанию помощи школам и другим культурно-массовым организациям, в результате которых среди местного населения проводился сбор средств на их содержание.

В 1929 году в Рыкани организуют колхоз «Борьба», первым председателем которого стал П.Ф.Минаков. Позднее были созданы колхозы «Красная поляна» и имени 1 Мая.

Анатолий Кожемякин,
историк-краевед

Источник: http://www.communa.ru/news/detail.php?ID=75501