Международный институт генеалогических исследований
Записывайтесь на курсы по генеалогии
Программа «Российские Династии»

История и современная деятельность ЗАГСов в Ставропольском крае

27.11.2012

Накануне юбилея

В декабре этого года исполняется 95 лет органам записи актов гражданского состояния Российской Федерации. Хотя еще в решениях Московского церковного собора 1666-1667 гг. была законодательно закреплена необходимость ведения метрических книг в России. Однако Соборные правила недостаточно полно формулировали технику ведения метрик о крещении, браке и смерти.

Первым светским законом о регистрации актов состояния в России стал указ Петра I от 14 апреля 1702 года «О подаче в Патриарший духовный приказ приходскими священниками недельных ведомостей о родившихся и умерших». Такие ведомости составлялись на основе данных метрических книг. Самыми ранними из сохранившихся метрических документов являются отрывки из книги записи погребений и крещений Донского монастыря за 19 мая – 31 декабря 1703 г.

Смена государственного строя в октябре 1917 года резко изменила судьбу метрических книг. По декрету ВЦИК и СНК РСФСР от 18 декабря 1917 года «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» ведение актов гражданского состояния перешло к государству, а регистрационные книги для дальнейшего их хранения пересылались в соответствующие городские, уездные, волостные и земские управы. Именно дата издания этого декрета является днем рождения современных органов ЗАГС.

Одними из первых нормативных актов советской власти были выше-указанный декрет и декрет «О расторжении брака», а Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве приняли в сентябре 1918 года. Декреты 1917 года полностью отстранили церковь от вопросов заключения и расторжения брака, ведения метрических книг, провозгласили равенство мужчины и женщины в сфере семьи и брака, уравняли правовое положение внебрачных детей с детьми, рожденными в браке, и установили обязательность гражданской формы брака.

В Ставропольском крае органы записи актов гражданского состояния образовались в начале 1920 года, о чем свидетельствуют первые актовые записи, хранящиеся сейчас в архивах территориальных отделов ЗАГС. Согласно циркуляру отдела внутреннего управления Ставропольского губревкома, изданному в апреле 1920 года, запись всех событий, влияющих на гражданское положение лица, возлагалась на городские и волостные отделы записи актов гражданского состояния при Советах депутатов или ревкомах.

На основании приказа по отделу управления Ставропольского губревкома от 5 августа 1920 года при уездных исполкомах были образованы уездные подотделы записи актов гражданского состояния со следующими функциями:

обеспечение всех местных отделов помещениями и мебелью;

материально-техническое снабжение;

выдача финансовых средств на хозяйственные расходы и контроль за их использованием;

уплата жалования;

надзор за трудовой дисциплиной и правильным ведением местными отделами книг записей актов гражданского состояния;

регистрация актов гражданского состояния.

Уездные подотделы записи актов гражданского состояния в своей деятельности подчинялись губернскому подотделу ЗАГС. К ноябрю 1920 года в подчинении губернского под-отдела находилось четыре уездных и 149 местных отделов. В докладе отдела управления Ставропольского губревкома Наркомату по внутренним делам РСФСР от 5 ноября 1920 года губернский подотдел записи актов гражданского состояния определен как «…наиболее налаженный, почти без перебоев действующий аппарат отдела управления».

В первый год работы всеми органами ЗАГС Ставропольской губернии было зарегистрировано 33092 акта о рождении, 23423 акта о смерти, 10660 актов о заключении брака, 958 актов о расторжении брака. Всего в этот период было сделано 68207 актовых записей. Летом 1920 года состоялся I губернский съезд работников по записям актов гражданского состояния, положительно повлиявший на процесс становления органов ЗАГС.

В 1930 году в связи с упразднением республиканских наркоматов внутренних дел административные отделы исполкомов ликвидировались, вместо них на правах самостоятельных отделов исполкомов создавались управления милиции и уголовного розыска. В 1934 году образуется общесоюзный Наркомат внутренних дел СССР и республиканские, а в РСФСР – уполномоченные НКВД СССР. Таким образом, регистрация актов гражданского состояния перешла в сферу деятельности управления НКВД СССР по Северо-Кавказскому краю, а с 1937 года – управления НКВД по Орджоникидзевскому краю, в составе которых были образованы соответствующие структуры.

Незадолго до окончания Великой Отечественной войны исполнительный комитет Ставропольского краевого Совета депутатов трудящихся принял решение от 9 апреля 1945 года № 305 «Об утверждении штатов и ставок органов ЗАГС УМ УНКВД по Ставропольскому краю на 1945 год». Принятие этого документа было вызвано «…необходимостью массового восстановления загсовских документов, уничтоженных во время немецкой оккупации, и поднятия на должную высоту работы органов ЗАГС». Решение исполкома утвердило структуру органов записи актов гражданского состояния на тот момент, в состав которой вошли краевой архив ЗАГС, девять городских и 37 районных отделов ЗАГС, Черкесский городской и пять районных отделов ЗАГС. В марте 1953 года было образовано Министерство внутренних дел СССР, в полномочия которого помимо охраны общественного порядка входило выполнение функций по контролю за работой органов записи актов гражданского состояния.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 7 мая 1957 года для руководства и контроля за работой органов записи актов гражданского состояния исполнительным комитетам Советов депутатов трудящихся предписывалось утвердить в составе своих штатов должности инспекторов по работе органов ЗАГС. Методическое руководство и материально-техническое снабжение службы инспекторов возлагалось на Министерство юстиции РСФСР, в составе которого для этих целей был образован соответствующий отдел. В штатное расписание крайисполкома от 30 июня 1965 года отдел записи актов гражданского состояния уже был включен в качестве структурного подразделения аппарата.

В соответствии с Конституцией СССР, принятой 7 октября 1977 года, Советы депутатов трудящихся были переименованы в Советы народных депутатов. С этого момента и по 1991 год включительно краевой отдел записи актов гражданского состояния входил в структуру исполнительного комитета Ставропольского краевого Совета народных депутатов.

В соответствии с Указом Президента РСФСР от 22 августа 1991 года «О некоторых вопросах деятельности органов исполнительной власти в РСФСР» исполнительные комитеты Советов народных депутатов всех уровней прекратили выполнение своих полномочий, их функции стали осуществлять администрации краев, областей, городов и их аппараты. Постановлением главы администрации Ставропольского края от 4 января 1992 года была утверждена новая структура администрации края, в составе которой появился и отдел записи актов гражданского состояния, образованный ранее.

В период с 5 июля 1986 года по 20 января 1997 года должность заведующего отделом записи актов гражданского состояния администрации Ставропольского края занимала Эмма Семеновна Волошина, высококвалифицированный и требовательный руководитель, с глубоким знанием законодательства и богатым опытом работы.

Постановлением главы администрации Ставропольского края от 12 мая 1992 года было утверждено Временное положение об отделе записи актов гражданского состояния администрации края, согласно которому отдел осуществлял на территории региона руководство делом записей актов гражданского состояния через отделы ЗАГС администраций районов и городов, а также через должностных лиц администраций поселков и сельсоветов, производящих регистрацию актов гражданского состояния. В своей деятельности отдел подчинялся главе администрации края. Общее руководство его деятельностью и методическую помощь осуществляло Министерство юстиции РФ.

Это временное положение действовало до 9 февраля 1995 года, когда постановлением главы администрации Ставропольского края было утверждено Положение об отделе записи актов гражданского состояния администрации края. Постановлением губернатора Ставропольского края от 3 марта 1997 года было утверждено Положение об отделе записи актов гражданского состояния ПСК. Позднее в соответствии с постановлением губернатора Ставропольского края от 15.01.1999 г. «О внесении изменений и дополнения в постановление Губернатора Ставропольского края от 28.07.1998 г. № 511 «О реорганизации исполнительных органов государственной власти Ставропольского края» отдел записи актов гражданского состояния правительства края был преобразован в управление записи актов гражданского состояния Ставропольского края.

В 2001 году в соответствии с Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» было принято постановление губернатора Ставропольского края от 23 мая 2001 г. «Об управлении записи актов гражданского состояния Ставропольского края и его территориальных органах», которое определило единую структуру органов ЗАГС и до настоящего времени является основным документом, регламентирующим их деятельность.

Зачем приходят в ЗАГС?

В соответствии с этим постановлением управление записи актов гражданского состояния Ставропольского края является органом исполнительной власти региона, осуществляющим управление в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния на территории края, и имеет 35 территориальных органов. Кроме территориальных органов управления государственную регистрацию актов гражданского состояния в крае осуществляет 271 орган местного самоуправления муниципальных образований поселений в соответствии с принятым в декабре 2005 года Законом Ставропольского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Ставропольском крае полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния». В общем работу с населением края и уполномоченными органами ведут 503 сотрудника.

Органы местного самоуправления в крае наделены следующими полномочиями на государственную регистрацию:

- рождения

- заключения брака

- расторжения брака

- установления отцовства

- смерти.

Сегодня в компетенцию управления ЗАГС края входит проведение на территории Ставропольского края государственной политики в области семейных отношений; осуществление государственного управления в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния на территории края; совершенствование организации работы территориальных органов управления ЗАГС края и повышение культуры обслуживания населения; внедрение в быт новых гражданских обрядов, связанных с вступлением в брак и рождением детей, усиление воздействия торжественной регистрации актов гражданского состояния на укрепление семьи; создание и обеспечение сохранности архивного фонда записей актов гражданского состояния Ставропольского края.

Реализация возложенных задач направлена на защиту прав каждого человека, обратившегося в органы ЗАГС края. По заявлениям граждан и уполномоченных лиц производится регистрация семи видов актов гражданского состояния, от регистрации рождения до самой последней записи в жизни каждого человека. Кроме этого вносятся необходимые изменения в актовые записи, восстанавливаются утраченные записи, выдаются повторные свидетельства и справки о регистрации актов гражданского состояния, проставляется апостиль на документах, выдаваемых органами ЗАГС края для использования на территории иностранных государств, истребуются документы о государственной регистрации актов гражданского состояния с территорий иностранных государств, а также обеспечивается проведение регистраций рождения и заключения брака в торжественной обстановке.

За годы становления и развития органов ЗАГС сменилось не одно поколение специалистов. Одни из них находятся на заслуженном отдыхе, другие, проработав десятки лет, продолжают трудиться. В настоящее время в органах ЗАГС края трудятся 283 человека, из них 24 сотрудника работают в управлении ЗАГС края. В территориальных органах управления ЗАГС края – 208 государственных служащих и 51 работник из числа обслуживающего персонала. В основном это женщины. Из числа государственных служащих высшее образование имеют 214, в том числе юридическое – 106 работников. Стаж работы большинства руководителей органов ЗАГС края превышает 10 лет.

Год празднования 95-й годовщины образования органов ЗАГС Российской Федерации стал юбилейным для Людмилы Петровны Гулак, Татьяны Юрьевны Виприцкой, Валентины Викторовны Ситько, Натальи Викторовны Макаренко, Галины Ивановны Курашенко, Татьяны Анатольевны Хватовой и Ирины Ивановны Шалалыгиной, отметивших соответственно 35-, 25- и 15-летие работы в органах ЗАГС края по городу Ессентуки, Кочубеевскому, Нефтекумскому, Минераловодскому, Петровскому, Благодарненскому и Георгиевскому районам.

Более 30 лет стаж работы в органах загс края Ларисы Григорьевны Копейкиной, заведующей отделом ЗАГС управления по Буденновскому району, Людмилы Николаевны Писаренко, заведующей отделом ЗАГС управления по Ипатовскому району, и Надежды Ивановны Новиковой, заведующей отделом ЗАГС управления по Советскому району. То, что в органах загс края трудятся высококвалифицированные специалисты с большим творческим потенциалом, подтвердили итоги краевого конкурса «Лучший государственный гражданский служащий Ставропольского края» в 2012 году.

Среди победителей краевого конкурса О. Осичанская, старший специалист 2-го разряда – главный бухгалтер отдела ЗАГС управления по городу Ставрополю, занявшая I место в третьей конкурсной группе и проработавшая в органах загс края 15 лет, и Т. Виприцкая, заведующая отделом ЗАГС управления ЗАГС Ставропольского края по Кочубеевскому району, занявшая второе место в первой конкурсной группе.

Краевой конкурс «Лучший территориальный орган управления записи актов гражданского состояния Ставропольского края», проведенный управлением ЗАГС края, выявил победителей в номинации «Лучший отдел записи актов гражданского состояния по пропаганде семейных ценностей» в 2012 году. Ими стали отдел ЗАГС по Грачевскому району (заведующая В. Перепелкина), занявший I место; отдел ЗАГС по Минераловодскому району (заведующая Н. Макаренко), занявший II место; и отдел ЗАГС по Кочубеевскому району (заведующая Т. Виприцкая), занявший III место.

Кроме того, к 95-летию образования органов ЗАГС Российской Федерации 100 работников, успешно реализующих федеральные полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния, отмечены наградами Министерства юстиции РФ, правительства и Думы Ставропольского края, в том числе 11 человек награждены медалью «За доблестный труд» II и III степени.

С развитием государства совершенствовалось российское законодательство, определяющее структуру органов загс и правовое регулирование регистрации актов гражданского состояния. Претерпели изменения структура, методы работы, усложнялись задачи по выполнению приоритетных направлений деятельности. Но неизменным остается одно – осуществление регистрации актов гражданского состояния с целью защиты прав и законных интересов граждан и государства.

Для чего нужны архивы?

Ежегодно органами ЗАГС края осуществляется государственная регистрация более 100 тысяч актов гражданского состояния и совершается около 200 тысяч юридически значимых действий (в том числе выдается более 30 тысяч повторных свидетельств и 90 тысяч справок гражданам, оказывается помощь в истребовании личных документов с территории зарубежных стран более семи тысячам человек, проставляется около тысячи штампов «апостиль» и т.п.).

Одной из важных задач является формирование и хранение архивного фонда записей актов гражданского состояния. Именно сформированные из этих записей архивы теперь служат опорой для подавляющего числа исследований и обобщений, касающихся населения России, его качественного и количественного состава, семейного положения и родственных связей. Не менее важны результаты деятельности органов загс для разработки и осуществления эффективной демографической политики. Такую политику можно разрабатывать, лишь располагая сведениями об уровне рождаемости, смертности, о количестве браков и разводов в определенные периоды времени. Именно эти данные хранятся в архивном фонде каждого отдела ЗАГС.

Архивный фонд записей актов гражданского состояния края состоит из первых и вторых экземпляров. Первые экземпляры записей актов гражданского состояния хранятся в течение 100 лет по месту их составления – в архивных фондах территориальных органов ЗАГС управления ЗАГС Ставропольского края, а вторые экземпляры записей актов гражданского состояния передаются на хранение в архивный фонд управления. По состоянию на 1 января 2012 года в органах ЗАГС региона хранится 13235332 первых и вторых экземпляра записей актов гражданского состояния: из них 5944534 записи, сброшюрованные в 25443 актовые книги, находятся в архиве управления ЗАГС края. Ежегодно архивный фонд увеличивается на 900-1000 актовых книг.

Архивный фонд управления находится в хранилище государственного казенного учреждения «Государственный архив Ставропольского края», что обеспечивает его полную сохранность. Архивный фонд вторых экземпляров записей актов гражданского состояния сохранен с 1943 года по настоящее время. Однако вторые экземпляры записей актов гражданского состояния, составленные отделом ЗАГС управления ЗАГС Ставропольского края по городу Ставрополю, сохранены с 1921 года по настоящее время. Архивный фонд вторых экземпляров восстановленных записей актов гражданского состояния сохранен с 1959 года по настоящее время.

В настоящее время ведется активная работа по упорядочению и учету массивного архивного фонда, создаваемого органами загс края. Архивные фонды территориальных органов управления ЗАГС Ставропольского края насчитывают 7290798 записей и хранятся, к сожалению, в неприспособленных помещениях. При архивном хранении документов они в той или иной мере подвергаются воздействию различных факторов. К сожалению, это серьезная проблема. Ведь архив отдела ЗАГС – это информационный центр, хранящий в себе сведения обо всех регистрациях актов гражданского состояния начиная с 1920 года.

Ежемесячно анализируется статистическая отчетность о государственной регистрации актов гражданского состояния и естественном движении населения в крае. По показателям за 10 месяцев 2012 года, впервые за последние 10 лет на территории региона отмечен естественный прирост населения. Он стал результатом увеличения количества зарегистрированных актов о рождении и сокращения актов о смерти.

Архив отдела ЗАГС – это очень оживленное место. Здесь невозможно представить тишину, покой, тихий шелест книжных страниц, то есть обстановку, присущую другим архивам. Все специалисты отдела ЗАГС не только ежедневно регистрируют записи актов гражданского состояния, но и постоянно пользуются в своей работе архивными данными.

Каждый год по заявлениям граждан исправляются и изменяются до 20 тысяч актовых записей, проставляется более 20 тысяч отметок, до-оформляется более восьми тысяч актовых записей о расторжении брака, дается более 65 тысяч ответов на обращения граждан и организаций. При этом первоочередными задачами становятся:

- улучшение условий обеспечения защиты архивного фонда записей актов гражданского состояния от повреждений, от вредных воздействий исключающих их утрату в процессе ежедневного обращения к фонду;

- обеспечение органов государственной власти и органов местного самоуправления актуальной и достоверной информацией о населении, проживающем и временно пребывающем на территории края, района (села);

- обеспечение эффективного автоматизированного межведомственного информационного обмена в сфере учета населения;

- улучшение информационного обслуживания населения и сокращение потерь времени при обращении граждан в органы ЗАГС и другие органы государственной власти и местного самоуправления.

С кем взаимодействуют органы ЗАГС

Эффективная работа возможна только при активном взаимодействии с органами государственной власти, местного самоуправления, различными организациями. На практике применяются различные формы подобного взаимодействия: проведение рабочих совещаний, семинаров, обмен рабочей информацией. Сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния органами ЗАГС края сообщаются в установленном порядке 15 федеральным и краевым органам.

Органы ЗАГС Ставропольского края одни из первых в Российской Федерации приступили к автоматизации государственной регистрации записей актов гражданского состояния. В период с 2003 по 2005 год в рамках реализации краевой целевой программы «Информатизация органов исполнительной власти» была разработана и внедрена «Автоматизированная система управления записи актов гражданского состояния» (АСУ ЗАГС).

Применение этой системы позволило сократить время составления актовой записи с 40 до 10 минут, количество ошибок. В 2009 году началось системное совершенствование электронного документооборота и защиты информации в отделах ЗАГС края путем заключения межведомственных соглашений, регламентирующих сроки и процедуры реализации обмена сведениями о государственной регистрации актов гражданского состояния. В 2011 году отделы полностью перешли на представление уполномоченным ведомствам сведений в электронном виде с использованием средств криптографической защиты и электронной цифровой подписи.

С 1 января 2012 представляются сведения по защищенным каналам связи с помощью программы гарантированной доставки АСКОМ-ДОК. В целом система перехода на электронный документооборот в сфере предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния эффективно работает и позволяет значительно упростить соблюдение сроков предоставления информации. Внедрение электронного делопроизводства в части предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния позволяет экономить расходные материалы и время специалистов, а это время они используют в том числе и на создание электронного архивного фонда. С мая 2012 года ведется огромная работа по переводу записей актов гражданского состояния за период с 1997 по 2004 год в электронный архивный фонд. Формирование электронного фонда рассчитано на несколько лет. В рамках его создания планируется проведение работ, связанных с обработкой документов.

Руководители и специалисты территориальных органов управления ЗАГС края ведут работу в организациях, учебных заведениях, а также в средствах массовой информации по разъяснению порядка государственной регистрации актов гражданского состояния и документированию граждан в соответствии с федеральным законодательством.

О материально-технической базе

С момента образования единой структуры органов ЗАГС края значительно повысился уровень работы управления и его территориальных органов, намного улучшилась их материально-техническая база. Управлением ЗАГС края продолжается начатая в 1999 году работа по информатизации органов загс и органов местного само-управления муниципальных образований. Сегодня все специалисты оснащены оргтехникой и осуществляют государственную регистрацию актов гражданского состояния с использованием компьютерной техники и программы «Автоматизированная система управления записи актов гражданского состояния» (АСУ ЗАГС). Это позволило намного быстрее и качественнее осуществлять юридически значимые действия для граждан и организаций. Документы, подлежащие постоянному хранению, теперь отличаются аккуратностью, точностью.

В управлении ЗАГС края проведена значительная работа по улучшению материально-технической базы. Так, в ноябре-декабре 2008 года после проведенного капитального ремонта и строительства были введены в эксплуатацию новые здания отделов ЗАГС по Благодарненскому и Предгорному районам, в 2011-2012 годах новые здания получили отделы ЗАГС по Грачевскому и Степновскому районам. В октябре 2012 года после проведенного капитального ремонта открыли новый современный Дворец бракосочетания в Новоалександровском районе. До недавнего времени браки заключались в местном отделе ЗАГС, который последние 11 лет располагался в помещениях муниципального предприятия бытового обслуживания. В 2008 году ЗАГСу передали отдельное здание общей площадью 526 квадратных метров. Однако оно требовало капитального ремонта. В 2012 году удалось полностью восстановить фасад, заменить кровлю и выполнить внутреннюю отделку всех помещений. При этом впервые в крае зоны приема граждан и проведения церемоний торжественной регистрации актов гражданского состояния были разграничены. Центральная часть строения выделена под Дворец бракосочетания, а в боковой части размещен отдел ЗАГС управления ЗАГС края по Новоалександровскому району. В обновленном помещении оборудованы также кабинеты для приема посетителей, хранилище архивного фонда, холл и зал для проведения торжественных церемоний. Отдел ЗАГС и Дворец бракосочетания имеют обособленные входы, а для удобства – внутреннее сообщение.

Результатом проведенной работы в предыдущие годы явилось то, что в настоящее время в большинстве органов ЗАГС обновлен дизайн комнат приема граждан, залов торжественных регистраций рождения и бракосочетания, помещения для хранения актовых книг оснащены современным оборудованием в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями.

В 2013 году планируется проведение капитального ремонта зданий отделов ЗАГС по городу Кисловодску, по Изобильненскому, Ипатовскому, Кочубеевскому и Новоселицкому районам. Вместе с тем еще не решены вопросы по проведению капитального ремонта в некоторых зданиях территориальных отделов ЗАГС. Так, в Ставрополе сложилась критическая ситуация с техническим состоянием здания на проспекте Октябрьской Революции, в котором с 1960 года размещается отдел ЗАГС. Здание является памятником градостроительства и архитектуры, находится в собственности муниципального образования и передано отделу в безвозмездное пользование. За весь период эксплуатации здесь не производился капитальный ремонт, за исключением незначительного косметического ремонта в 2003 году за счет внебюджетных средств. Износ отдельных частей здания, по заключению специалистов МУП «Капитал-сервис», производивших оценку в марте 2011 года, составляет более 30 процентов. Неудовлетворительное состояние крыши приводит к тому, что в период дождей вода льется в помещения, вызывая замыкание электропроводки и образование повышенной влажности в местах хранения документов, Кроме этого появились трещины на несущих стенах, начался процесс разрушения деревянных перекрытий. Специализированный отдел государственной регистрации смерти управления ЗАГС Ставропольского края по краевому центру размещается на арендуемых у частного предпринимателя площадях, на втором этаже пятиэтажного общежития. И здесь без поддержки правительства края и органов местного самоуправления не обойтись.

Требуется выделение или приобретение помещений в краевую собственность для отдела ЗАГС по Невинномысску. Отдел находится на первом этаже жилого дома, там нет зала для торжественной регистрации брака, условий для хранения архивного фонда. В Кировском районе отдел располагается в двух зданиях: администрации муниципального образования г. Новопавловска в помещениях площадью 68,3 кв.м, администрации Кировского муниципального района – площадью 48 кв.м. Отделы ЗАГС управления по Красногвардейскому, Курскому, Левокумскому и Петровскому районам располагаются в помещениях домов культуры, в которых не обеспечены условия для приема граждан и хранения архивного фонда. Из 35 территориальных отделов ЗАГС управления ЗАГС Ставропольского края 18 размещены в помещениях государственной собственности на праве оперативного управления, 14 – муниципальной собственности, три отдела ЗАГС арендуют помещения у частных предпринимателей и организаций.

Есть чему учиться

Помимо всех установленных законодательством функций органы ЗАГС выполняют еще и роль культурных и просветительских центров, используя народные обычаи и традиции при торжественных регистрациях браков и рождений, чествовании юбиляров супружеской жизни, поддерживая авторитет семьи. Во многих городах и районах края при отделах ЗАГС действуют более 20 «Клубов молодой семьи» для всех желающих научиться строить гармоничную семью. Для молодоженов организуются встречи с медицинскими работниками, психологами, проводятся беседы на этнические, психологические и нравственные темы.

Одним из важных направлений деятельности управления ЗАГС края и его территориальных органов является проведение на территории края государственной политики в области семейных отношений. Как никто другой, сотрудники органов ЗАГС видят все счастливые и трагичные моменты становления и распада семьи. К сожалению, все заметнее становится кризис семейных отношений в современном обществе: большое количество детей рождается вне брака (каждый седьмой ребенок), семьи распадаются (соотношение зарегистрированных браков и разводов составляет 1 к 2), молодые мамы отказываются от новорожденных, передавая их на попечительство государству или просто бросая. Искаженность представлений о брачно-семейных отношениях создает негативный социально-психологический фон в обществе. Больно ударяет по нашему обществу демографический кризис, сопровождающийся снижением продолжительности жизни, ухудшением здоровья, ростом безработицы, алкоголизма, наркомании, преступности. Расторжение брака продолжает быть дамокловым мечом российского общества.

Но грубое вмешательство в такие тонкие материи, как внутрисемейные отношения, неприемлемо. Только постоянное благожелательное внимание может дать стабильные результаты. Возможно, надо делать больше именно сейчас, когда часть людей может почувствовать себя «забытой», выброшенной из активной социальной жизни…

Поэтому органы ЗАГС края, уделяя должное внимание популяризации семейных ценностей, проводят более 1,5 тысячи мероприятий в год как самостоятельно, так и с участием органов местного самоуправления края и заинтересованных организаций. Среди них еженедельно проводимая органами ЗАГС края регистрация рождения детей и заключения брака в торжественной обстановке с вручением поздравительных адресов от имени губернатора края и руководителей органов местного самоуправления. Разработаны сценарии не-обычных регистраций браков. Выдача свидетельства о рождении ребенка носит праздничный характер, для юбиляров супружеской жизни готовятся праздники с приглашением как можно большего числа гостей. Цель – подчеркнуть государственную значимость самых важных событий в жизни каждого человека – рождение семьи и рождение ребенка.

В этот юбилейный для органов ЗАГС год принято решение максимальное внимание уделить всем людям, обращающимся к специалистам органов ЗАГС края, подчеркнуть важную роль их решений для государства, края, разделить их радость, оказать им поддержку в трудные минуты, дать понять, что они не одиноки в своей беде.

Проводятся мероприятия, запланированные в рамках реализации плана мероприятий по подготовке и празднованию 95-й годовщины образования органов ЗАГС Российской Федерации. В их числе краевые акции «ЗАГС идет в роддом», «День открытых дверей в органах ЗАГС» и «Стоп – развод». Проходят праздники имянаречения «Детство – счастливая страна», фотовыставки «Молодожены 21-го века».

Персональное внимание родителям более 500 новорожденных было уделено в период с 1 по 30 апреля 2012 года в рамках впервые проводимой акции «ЗАГС идет в роддом». В проведении акции работников территориальных органов управления поддержали главы муниципальных образований края, депутаты различных уровней, представители женсоветов, отделения Пенсионного фонда, коллеги родителей новорожденных и все, кто был небезразличен. Инициативу с проведением акции поддержали и стали ее участниками в ряде районов края представители Русской православной церкви. Персональное чествование молодых родителей и зрелых семей проходило в трогательной атмосфере. В родильных домах вручался первый документ появившегося на свет человека – свидетельство о рождении, а вместе с ним подарки и памятки.

На формирование правовой культуры молодежи, создание устойчивого представления о базовых семейных ценностях направлено множество проводимых с участием молодежи мероприятий. Помимо конкурсов среди детей дошкольного возраста, регулярных встреч со школьниками и лекций в средних специальных и высших учебных заведениях в мае текущего года загсы края распахнули свои двери для старшеклассников и молодежи. Ряд территориальных органов края провел дни открытых дверей. Ежегодно к Дню защиты детей сотрудники Кочубеевского отдела ЗАГС готовят подарки и выезжают в детский дом «Надежда», чтобы поддержать детей, оставшихся без попечения родителей, перечисляют однодневный заработок.

В июне 2012 года в Кочубеевском районе появилось «Дерево счастья». История «замочно-ключевой» свадебной традиции в этом случае символична. Издревле на Руси существовала традиция, по которой молодожены, отправляясь к таинству свершения брака, клали под порог дома амбарный замок, замкнутый на ключ. Замок этот хранился как символ супружеской верности. Затем этот обряд был незаслуженно забыт. 14 июня 2012 года в Кочубеевском районе традиция замочков обрела свою новую жизнь.

В г. Зеленокумске в День города прошло торжественное открытие Сквера влюбленных, где установлены скульптура святых Петра и Февронии и ажурный мостик, символизирующий переход влюбленной пары к серьезным, зрелым отношениям.

В этом году в рамках празднования Дня семьи, любви и верности, который отмечается в России с 2008 года, органами ЗАГС Ставропольского края совместно с органами муниципальной власти проведено более 300 праздничных мероприятий. В 12 отделах прошли фотовыставки «Молодожены 21-го века». Отдел ЗАГС по Петровскому району организовал фотовыставку «Молодожены Светлого города», отдел ЗАГС управления ЗАГС Ставропольского края по Кисловодску – фотовыставку «Улыбки детей». Встреча молодоженов с церковнослужителями прошла в отделах ЗАГС по Благодарненскому, Советскому и Шпаковскому районам. В городе Изобильном состоялось дефиле в свадебных платьях.

В этом году только в рамках впервые организованной краевой акции «Стоп-развод» проведены мероприятия по чествованию свыше 200 пар юбиляров супружеской жизни, проживших в счастливом браке от одного года до семидесяти лет, конкурсы детского рисунка, публикация писем матерей будущим детям. Более 1500 заключений брака, 300 рождений детей зарегистрировано в торжественной обстановке. В рамках проведения этой акции в отделе ЗАГС по Кочубеевскому району состоялось очередное заседание клуба «Молодая семья» на тему «Дружной семьей вместе и навсегда». На заседание были приглашены молодые пары, регистрация брака которых назначена на 13 октября 2012 года, семейные пары со стажем супружеской жизни 3-8 лет, а также золотые юбиляры супружеской жизни – Александр Михайлович и Зинаида Петровна Лисиченок, которые поделились своими секретами долгой и счастливой супружеской жизни.

В крае ежегодно чествуют около 350 пар, отмечающих «ситцевые», «розовые», «серебряные», «рубиновые», «золотые» «бриллиантовые» и другие юбилеи супружеской жизни. В канун Дня пожилого человека специалисты управления ЗАГС Ставропольского края и его территориальных органов выступили с необычной инициативой. 1 октября они пригласили на работу тех, кто отдал большую часть жизни, объединяя людей в семьи, – пенсионеров, в разные годы работавших в органах записи актов гражданского состояния. В некоторых отделах прошли показательные церемонии, где в качестве ведущих выступили заслуженные работники органов ЗАГС, вышедшие на пенсию. Они продемонстрировали наработанный опыт проведения церемоний торжественной регистрации заключения брака, имянаречения, поздравлений молодоженов. В отделе ЗАГС управления ЗАГС по

Ставрополю с созданием семейного союза молодых поздравили Римма Сергеевна Тарасова и Елена Петровна Гаврилова, проработавшие в этом отделе многие годы. В отделе ЗАГС по Труновскому району свое напутствие в семейную жизнь дала Раиса Дмитриевна Шевченко, вышедшая на пенсию с должности заведующей отделом. В отделе ЗАГС по Шпаковскому району чествовать молодоженов довелось Валентине Ивановне Мишустиной, работу которой в должности заведующей отделом по-прежнему помнят и ценят многие жители района. В отделе ЗАГС по

Невинномысску свое бесценное умение создать торжественную и трогательную атмосферу чудесного соединения сердец вновь продемонстрировала Валентина Константиновна Токарева, вышедшая на пенсию в августе текущего года. Упомянув о ней, стоит подчеркнуть, что за заслуги и многолетнюю добросовестную работу губернатор края наградил В. Токареву медалью «За доблестный труд» III степени. Ветераны органов ЗАГС полны энергии, и, самое главное, в их опыте нуждается молодое поколение сотрудников.

Все проводимые органами ЗАГС края мероприятия направлены на то, чтобы обратить внимание общественности, а главное, нашей молодежи на семейные ценности. Управление уделяет должное внимание обучению работников, которое проходит в форме совещаний, семинаров, стажировок. Только в текущем году проведено более 10 совещаний по актуальным вопросам государственной регистрации актов гражданского состояния, в том числе выездные зональные семинары-совещания с участием начальников управления ЗАГС Астраханской, Кемеровской областей и Краснодарского края.

В администрации города Ессентуки 28 октября текущего года прошло совещание под председательством И. Алябьевой, заместителя директора департамента по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой Министерства юстиции РФ. Обсуждены перспективы развития органов ЗАГС и совершенствования действующего законодательства, регулирующего их деятельность, речь также шла о развитии информационных технологий и повышении доступности государственных услуг.

В Ессентуках состоялся зональный семинар-совещание с руководителями территориальных органов управления ЗАГС Ставропольского края с участием начальника управления ЗАГС Кемеровской области по вопросам государственной регистрации актов гражданского состояния. Участники семинара получили необходимые образцы документов, методические материалы по вопросам совершенствования государственной регистрации актов гражданского состояния, обменялись мнениями, обсудили имеющиеся проблемы и варианты их решения. Особенно ценным показался опыт Кемеровской области по освобождению органов ЗАГС от налога на имущество (Закон Кемеровской области от 26 ноября 2003 года «О налоге на имущество организаций и о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Кемеровской области»).

В рамках проведения заседания коллегии прошла встреча с руководителем службы записи актов гражданского состояния Астраханской области Н. Лапиной. В сентябре все руководители территориальных органов управления записи актов гражданского состояния Ставропольского края приняли участие в масштабной выездной стажировке. В программе учебы были запланированы межрегиональный семинар «Регистрация актов гражданского состояния: опыт, проблемы и пути их решения», который прошел в Армавире, выездное расширенное заседание коллегии управления в Кисловодске, а также совещания с руководителями территориальных органов управления ЗАГС Ставропольского края, где специалисты нашли ответы на часто возникающие рабочие вопросы и обменялись опытом с коллегами. В обучении приняли участие специалисты краевого управления записи актов гражданского состояния, Главного управления Министерства юстиции РФ по Ставропольскому краю. За время стажировки ее участники обсудили целый ряд важных вопросов, решение которых позволит вывести работу территориальных органов ЗАГС на современный уровень. Помимо общих тем, связанных с реализацией кадровой политики в управлении ЗАГС Ставропольского края и его территориальных органах, архивным делопроизводством и межведомственным взаимодействием, были рассмотрены и некоторые нюансы в работе загсов. Так, сотрудники регионального управления записи актов гражданского состояния рассказали своим коллегам из районов и городов об основных особенностях регистрации брака с иностранными гражданами или лицами без гражданства. Как выяснилось, этот вопрос сейчас очень актуален.

Для обмена опытом руководителей территориальных органов управления края и повышения культуры обслуживания проходят мастер-классы: для передачи лучшего опыта вновь назначенным заведующим показательные церемонии государственной регистрации заключения брака 10 ноября проведены в отделе ЗАГС управления по Александровскому и Красногвардейскому районам. 23 ноября мастер-класс пройдет в отделе ЗАГС управления по Невинномысску.

Из прошлого в будущее

Распоряжением Правительства РФ от 17 декабря 2009 г. № 1993-р услуги органов ЗАГС были определены как первоочередные услуги, предоставляемые в электронном виде. Также были определены этапы перевода услуги в электронный вид.

Эти услуги реализуются на интернет-сайте органов ЗАГС края http://stavzags.ru.

Однако представление заявлений в электронном виде не освобождает заявителя от необходимости личного обращения в орган ЗАГС, так как в соответствии с Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» заявитель должен представить документы личного хранения (документ, удостоверяющий личность, медицинское свидетельство о рождении, смерти, решение суда и т.д.), а также проверить сведения, указанные в свидетельстве, проставить подпись в получении свидетельства, прочесть, проверить правильность сведений и подписать актовую запись, наконец, получить документы.

По-настоящему эта услуга будет удобна и востребована, когда заявитель будет иметь возможность формировать пакет необходимых документов в электронном виде, подписывать его своей электронной подписью и направлять для исполнения в орган ЗАГС.

Такая работа ведется. В рамках государственной программы «Информационное общество» создается единая система учета записей актов гражданского состояния (электронный ЗАГС). По предложению Минюста РФ Ставропольский край определен пилотным регионом для разработки и внедрения этой системы.

Реализация проекта позволит осуществить интеграцию системы «Электронный ЗАГС» в систему «Электронное правительство»; реализовать государственную услугу приема и выдачи документов государственной регистрации записей актов гражданского состояния в электронном виде через единый государственный портал услуг; автоматизировать процедуру предоставления сведений уполномоченным органам через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ); перевести в электронный архив актовые записи, хранящиеся на бумажных носителях.

В управлении ЗАГС Ставропольского края создана рабочая группа по реализации системы «Электронный ЗАГС», в которую вошли работники отдела информатизации управления, работники территориальных органов управления, специалисты ЗАО «Ростелеком», ЗАО «ЭЛАР», ООО «АйТи Консалтинг». В обсуждении вопросов, возникающих в процессе разработки системы, участвуют представители Минкомсвязи России, Мин-юста России, министерства энергетики, промышленности и связи Ставропольского края.

В ноябре 2012 года в Кисловодске планируется выездное заседание рабочей группы по разработке и внедрению системы «Электронный ЗАГС», на котором будут рассмотрены вопросы опытного внедрения системы в отделах ЗАГС по городу Ставрополю, в специализированном отделе государственной регистрации смерти.

Также будут рассмотрены вопросы подключения территориальных органов управления ЗАГС Ставропольского края к единой сети передачи данных и организации службы технической поддержки для пользователей системы «Электронный ЗАГС» на период внедрения и эксплуатации системы. Планируемый срок внедрения системы – декабрь 2013 года. Оцифровка архивного фонда и создание единой поисково-справочной системы позволит каждому отделу ЗАГС предоставлять необходимую информацию в более короткие сроки и в целом повысит качество предоставления услуг.

В настоящее время в соответствии с постановлением губернатора края от 31.10.2012 «О мерах по совершенствованию государственного управления в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния на территории Ставропольского края» проводится реорганизация органов ЗАГС в форме присоединения к управлению его территориальных органов. Реорганизация направлена на освобождение территориальных органов управления от несвойственных им функций и повышение качества предоставляемых госуслуг. В результате реорганизации территориальные органы управления прекратят свою деятельность как юридические лица и будут осуществлять полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния и проводить мероприятия, направленные на реализацию полномочий в области семейных отношений, в качестве структурных подразделений (отделов) управления.

Проведение реорганизации управления не только позволит повысить качество предоставления государственных услуг, но и обеспечит более эффективное использование финансовых средств, проведение единой кадровой политики, более высокий уровень технического сопровождения и информационной безопасности во всех структурных подразделениях управления.

Источник: http://www.stapravda.ru/20121124/istoriya_i_sovremennaya_deyatelnost_zagsov_v_stavropolskom_krae_64844.html