Международный институт генеалогических исследований
Записывайтесь на курсы по генеалогии
Программа «Российские Династии»

Москва - Царицыно, Коломенское, Измайлово

09.09.2012

Русские цари любили строить свои поместья на востоке Москвы. Как-то по телевидению слышал: знать, богатые всегда селились на западе городов. А на востоке, где раньше восходит солнце и, где, соответственно, раньше просыпаются, проживал трудящийся люд – ремесленники, лавочники…

Спорное утверждение. Но если принять его во внимание, то получается, что русские цари были трудягами. Коломенское, Царицыно, Измайлово… Эти царские дворцы располагались именно на востоке столицы.

Село Коломенское (Проспект Андропова, дом № 39) – старинная царская усадьба начала XIV века. Село впервые упоминается в духовной грамоте великого московского князя Ивана Калиты (1288–1340). В Европе в те времена вовсю шла Столетняя война (1337–1453), Америку было открывать некому – Колумб еще не родился. Полыхали костры инквизиции. В некоторых германских местностях почти не осталось женщин – они добровольно приходили на суд инквизиции и заявляли, что сожительствуют с дьяволом. Это звучало бы смешно, если бы последствия не были трагическими. Этих женщин сжигали. Кстати, в России пытались устроить некое подобие «Святейшей инквизиции». Так, в Новгородской республике в XIV веке жгли причастных к так называемой ереси жидовствующих. Но это быстро было прекращено: инквизицию новгородцев осудили высшие иерархи Русской православной церкви.

Позднее был сожжен протопоп Аввакум, один из видных противников церковной реформы патриарха Никона. Жестоко. Но в те времена в русской церкви происходил раскол. Это, конечно, не оправдывает жестокость, но объясняет ее природу.

Великий князь Василий III, отец Иоанна Грозного, выстроил в Коломенском в начале 1530-х годов деревянный дворец (2-я улица Дьяково Городище, 27). Он, конечно, не сохранился. Новый дворец в 1660-х годах построил на этом месте царь Алексей Михайлович, отец Петра I. Дворец включил в себя разновременные и разноуровневые деревянные строения. Однако безвестный архитектор сумел создать из старых и новых строений единый ансамбль. Его называли «восьмым чудом света»…

Дворец поражал и своим внешним видом, и оформлением интерьеров. Его строили лучшие мастера Московского царства. Стены и потолки дворца были сделаны из теса и обиты раскрашенными холстами. В личных покоях царя стены были обиты золочеными кожами с тисненым орнаментом. Росписи интерьеров копировались с иллюстраций духовных книг. Преобладал растительный орнамент – «травное письмо». Полы были выполнены из дубового паркета. Помещения отапливались изразцовыми печами, которые были украшены геральдическими орлами, единорогами, птицами, цветами.

Мебель во дворце была разнообразной - как русская, так и западноевропейская. Лавки, столы и стулья покрыты дорогими скатертями, бархатом, атласом или восточными коврами.

Царь Алексей Михайлович с семьей часто приезжал в Коломенское, которое стало его главной загородной резиденцией. Любил этот дворец и Петр I. Но после того как столица России была перенесена в Санкт-Петербург, Коломенское утратило свое прежнее значение.

В первой половине XVIII века царственные особы редко бывали в Коломенском дворце. Он ветшал. В 1762 году его посетила только что восшедшая на престол императрица Екатерина II. Узнав сумму реставрации дворца, сказала: «Дорого». И повелела его разобрать – к тому времени уже начали рушиться кровли величественного здания. Впрочем, была сделана небольшая деревянная модель дворца…

Именно по этой модели, и по сохранившимся чертежам, Коломенский дворец был в 2010 году воссоздан. Да, конечно, это – «новодел». Но… лучше так, чем совсем ничего…

Коломенское знаменито не только дворцом, но и храмом Вознесения, построенным в 1528-1532 годах при великом князе Василии III.

«Церковь (Вознесения) вельми чудна высотою, красотою и светлостью, яко не бывало прежде сего в Руси», – написал летописец.

Французский композитор Гектор Берлиоз, увидев храм, был потрясен: «Ничто меня так не поразило… Я видел Страсбургский собор, который строился веками, я стоял вблизи Миланского собора, но, кроме налепленных украшений, я ничего не нашел. А тут передо мной предстала красота целого. Во мне все дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел стремление ввысь, и долго стоял, ошеломленный».

Можно понять восторг Берлиоза: подобно стреле, храм рвется ввысь. Это завораживающее зрелище. Похожее на старт ракеты!...

Здание храма представляет собой равноконечный крест. Его высота – 62 метра. У Вознесенкой церкви было еще одно важное назначение – она служила наблюдательным пунктом. Из него была видна соседняя смотровая башня, а от нее - третья. И так далее, за сотни километров от Москвы… Это позволяло вовремя приготовиться к набегам кочевников.

В 1994 году храм Вознесения включён во Всемирный список исторического и культурного наследия ЮНЕСКО.

Зодчий, построивший церковь, доподлинно не установлен. Впрочем, анонимность свойственна древнему русскому творчеству. Свои работы мастера тех времен редко подписывали: духовное искусство не могло нести личностного начала…

То, что автором знаменитой иконы «Троица» является Андрей Рублев стало известно лишь благодаря тщательным исследованиям, - много времени спустя после кончины иконописца… в начале XX века!..

Музей-заповедник «Коломенское» включает в себя еще несколько церквей, а также сторожевые башни и деревянные постройки различного назначения, построенные в XVI-XVII веках. Во время православных и языческих праздников на территории музея устраиваются костюмированные представления с играми, песнями, плясками.

Другая знаменитая монаршая усадьба на востоке, точнее – юго-востоке, Москвы – Царицыно (улица Дольская, № 1) – один из крупнейших памятников, выполненных в стиле так называемой «русской готики», ставший образцом для аналогичных ансамблей, конечно, меньших размеров. Дворцовый комплекс заложила в 1775 году императрица Екатерина II. Архитектором был назначен, пожалуй, самый известный зодчий той эпохи – Василий Баженов.

До этого, в XVII веке, на месте дворца, находилось село, которое называлось, то Пустошь Черногрязная, то Черная Грязь, то Богородское, и принадлежало Стрешневым – родственникам царствующего дома Романовых. Потом село перешло во владение государственного деятеля князя Василия Голицына, фаворита царевны Софьи. Это был один из самых образованнейших людей своего времени – его библиотека вызывала восхищение даже у иностранных путешественников. Ее основу составляли книги по русской и европейской истории, богословские сочинения, труды по географии, ботанике, геральдике. Также известно, что Голицын интересовался астрономией, математикой, медициной.

Дом Голицына в центре Москвы, стоявший на месте ныне существующего здания парламента – Государственной думы (Охотный ряд, дом № 1) – был один из красивейших домов. «В его обширном московском доме, — писал знаменитый историк Василий Ключевский, — все было устроено на европейский лад: в больших залах простенки между окнами были заставлены, большими зеркалами, по стенам висели картины и портреты русских и иноземных государей и немецкие географические карты в золоченых рамах; на потолках нарисована была планетная система, множество часов и термометров художественной работы завершали убранство комнат. Крыша дома была покрыта медными листами; наличники окон и дверей снаружи были украшены каменной резьбой. В доме князя Голицына, самого образованного человека своего времени, говорившего на нескольких иностранных языках, встречались как приезжие иностранцы самых различных направлений, до иезуитов... включительно, так и передовые элементы русского общества».

Но Голицын – так уж сложилось на политической шахматной доске! – вместо того, чтобы стать одним из ближайших сподвижников Петра I, оказался в стане его противников. Усмешка судьбы…

Голицына, после свержения царевны Софьи, сослали на север, под Архангельск, где он и закончил свои дни в Красногорском монастыре. Там даже есть памятная доска: «Под сим камнем погребено тело раба Божиего… князя Голицына…» Sic transit gloria mundi!..

После Голицына селом Черная Грязь владел Дмитрий Кантемир, господарь Молдавии. Там прошло детство знаменитого русского поэта-сатирика Антиоха Кантемира. А в 1775 году село было куплено Екатериной II и переименовано в Царицыно.

Дворцовый комплекс возводился почти 20 лет – с 1775 по 1796 годы. С самого начала было решено строить Царицыно в готическом стиле, чтобы оно напоминало Екатерине родную Германию.

Василий Баженов, придворный архитектор, за 10 лет успел почти полностью возвести дворцовый ансамбль. Торопил рабочих, часто «вылезал» за пределы сметы, наделал больших долгов – из Санкт-Петербурга не всегда вовремя приходили деньги на строительство…

По его проекту построены Хлебный корпус, Малый дворец, Оперный дом, Кавалерские корпуса, мосты и Виноградные ворота. Также зодчий возвел вместо одного большого дворца – два одинаковых – для Екатерины II и ее сына Павла I. К 1785 году здания были практически закончены и снаружи, и внутри. А в июне того же года императрица приехала в Москву, чтобы посмотреть на свой новый дворцовый ансамбль…

В сопровождении своих приближенных и иностранных послов Екатерина II ехала по подмосковной дороге в сторону Царицыно. И тут случилось неожиданное. Очевидец рассказывал, что издалека главный дворец, продолговатой формы, с башнями по углам показался императрице похожим на… катафалк с погребальными факелами. И она, не доехав до дворца, спешно велела поворачивать лошадей назад.

Может, это и выдумка. Но вот как описывал баженовский дворец известный поэт Александр Воейков: «Черные башни дворца, повелевающего окрестностями, и выпуклая длинная кровля его, издали подобны отшельникам, держащим гроб какого-нибудь великана»…

По рассказу другого очевидца, Екатерина II все-таки посетила Царицыно. Быстро прошла через залы главного дворца, побывала в боковом корпусе, где располагались её жилые покои. Вердикт императрицы был суров: деньги на строительство затрачены понапрасну, лестницы узки, потолки тяжелы, комнаты и будуары тесны, залы, будто погреба, темны…

Некоторые исследователи уверены: причиной монаршего гнева стало то, что императрица узнала о принадлежности Баженова к масонству и о его тайных контактах с цесаревичем Павлом Петровичем. Екатерина боялась заговора: ведь ее сын имел гораздо больше прав на трон, чем она. А масоны могли бы привести в движение тайные пружины заговора с целью свержения Екатерины с престола. Она-то хорошо знала, что такое возможно – сама некогда свергла с русского престола своего мужа, императора Петра III.

Принадлежность Баженова к масонам «изобличал» и декор многих царицынских строений, чьи каменные узоры напоминают масонские шифры и эмблемы. Даже сам план дворцового комплекса некоторые исследователи считают неким масонским шифром…

И все же истинная причина монаршего неудовольствия до сих пор неизвестна. Во всяком случае, дело тут не в главном дворце, раскритикованном Екатериной. Тем более, что императрица ведь сама утверждала проект Баженова!

Но, как бы то ни было, зодчий был отстранен от строительства и уволен со службы. Новым архитектором назначен его ученик – Матвей Казаков. Он представил Екатерине II новый проект дворца, который был одобрен. Императрица также повелела разобрать до основания построенный Баженовым главный корпус, и начать строительство дворца заново. Это уникальный в истории случай, когда разбиралось совершенно готовое новое здание!

Дворец Казакова тоже был исполнен в готическом стиле, но в отличие от баженовского проекта, более похож на европейские средневековые замки. По крайней мере, так утверждают специалисты. Казаковский дворец строился, как и баженовский, 10 лет. Лишь в 1796 году строители приступили к внутренней отделке здания. Но в ноябре того же года скончалась Екатерина II. А Павел I, посетивший несколько месяцев спустя Царицыно, повелел прекратить всякое строительство…

Незаконченный дворец уже спустя несколько лет представлял собой мрачные развалины. Другие постройки также превращались в руины, великолепный парк и оранжереи пришли в запустение. Единственной обитаемой постройкой был лишь один из корпусов для кавалеров, который арендовали то под трактир, то под гостиницу.

А со второй половины XIX века царицынская земля стала сдаваться в аренду под летние дачи. Уже к началу XX века их насчитывалось более тысячи. Царицыно стало считаться дорогой и престижной дачной местностью.

После революции 1917 года многие строения дворцового комплекса были превращены в коммунальные квартиры. Появился в Царицыно и музей, но просуществовал недолго.

Лишь в 1984 году там был открыт музей-заповедник, начались реставрационные работы. Уже к 2001 году большая часть строений на территории Царицына приобрела обновленный вид.

Чего только нет на территории дворцово-паркового ансамбля, которая составляет порядка 100 гектаров! Красивые дворцы, павильоны, беседки, башни, мосты, восьмикилометровый каскад прудов, фонтаны. Среди них – свето-музыкальный «поющий» фонтан, который работает под 4 мелодии: «Вальс цветов» и «Марш» Петра Чайковского, а также две композиции Поля Мориа.

В Большом дворце располагается выставка археологических находок, найденных в Царицыно. Вторая экспозиция посвящена жизни Екатерины II. Здесь представлены мебель, картины, книги середины XVIII – начала XIX веков. В Хлебном доме – выставка «Парадный стол эпохи Екатерины Великой».

Кстати, реставраторам Царицыно досталось от критиков. Они говорят, что восстановление дворцового комплекса велось без учета архитектурных особенностей XVIII века, некоторые строения – это не исторические памятники, а плод воображения современных архитекторов.
Но москвичи и гости столицы любят Царицыно, и музей-заповедник привлекает массу отдыхающих в любое время года.

Источник: http://rus.ruvr.ru/2012_09_05/Moskva-Caricino-Kolomenskoe-Izmajlovo/