Telegram-чат

Бесплатная
консультация

Международный институт
генеалогических исследований Программа «Российские Династии»
+7 903 509-52-16
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2
Цены на услуги
Заказать исследование
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2

Новая книга по истории Подмосковья.

16.09.2020

Портал «Подмосковье сегодня» знакомит читателей с книгой краеведа, кандидата филологических наук Елены Папиловой «Родные места. Материалы по истории Нечаевской волости Егорьевского уезда».

Предки Елены по отцовской линии на протяжении многих поколений жили в деревне Даниловой Нечаевской волости; этой деревне была посвящена её первая книга, вышедшая в 2017 году. В процессе работы над ней накопилось много материалов по другим поселениям Нечаевской волости, результатом чего стала новая книга.

45 деревень Нечаевской волости окружали город Егорьевск – центр Егорьевского уезда Рязанской губернии. В советское время Егорьевский уезд передали Московской губернии. Позже из его территории сформировали Егорьевский район Орехово-Зуевского округа Центрально-промышленной области, который затем включили в состав образованной в 1929 году Московской области.

В старину земли Нечаевской волости принадлежали московскому Чудову монастырю. Екатерина II отобрала земли у монастырей и передала в управление Коллегии экономии, поэтому бывшие монастырские крестьяне стали называться «экономическими»; позже они слились с другими категориями государственных крестьян. Государственные крестьяне, как и помещичьи, были прикреплены к земле, но подчинялись не помещику, а государственному чиновнику, считались свободными людьми и могли заключать сделки от своего имени, а значит, свободно заниматься промыслами и торговлей. В избах нечаевских крестьян обычно стояли ткацкие станки, был развит бондарный промысел; многие имели спичечные производства или изготавливали  лошадиную сбрую, другие пешком ходили на фабрику в Егорьевск либо уезжали на заработки в Москву, Рязань, Петербург. Известный егорьевский фабрикант, купец Иван Иванович Хлудов, родом из деревни Акатово Нечаевской волости, начинал с выделки на ручном станке тесемок, поясов и  кушаков. Потом занялся изготовлением грубой хлопчатобумажной ткани – нанки. Постепенно богатея, Хлудовы стали сдавать материал в работу окрестным ткачам. Давыд Иванович Хлудов, сын Ивана Ивановича, был в 1857-1861 годах городским головой в Егорьевске. Никифор Михайлович Бардыгин, егорьевский городской голова 1872-1901 годов, тоже происходил из Нечаевской волости, из деревни Корниловской. Известные купцы Собакины и Лежневы также были уроженцами Нечаевской волости, но их известность ограничивалась Егорьевском и его окрестностями.

Среди уездов Рязанской губернии Егорьевский считался самым старообрядческим; в частности, в Нечаевской волости было несколько деревень, населённых преимущественно старообрядцами. Работая над книгой, Елена обнаружила в рязанском архиве «Дело о переходе крестьянина деревни Данилово П. Алексеева в старообрядческую секту». Оказалось, что крестьянина этого звали Папилой, от него и пошла фамилия Папиловы. Папила Алексеев родился в 1786 году, спустя 12 лет после передачи земель Чудова монастыря Коллегии экономии, а умер в 1854-м. По рождению он был православным, а в старообрядчество перешёл, когда торговал телегами и санями в московской Рогожской слободе. При этом его жена и дети остались в официальной церкви.

Отдельные главы книги Елены Папиловой посвящены церквям, быту крестьян в начале XIX века, участию нечаевских жителей в войнах – Отечественной 1812 года, Крымской, Первой мировой и Великой Отечественной.

Почти половину книги занимают списки местных жителей. Переписные листы Всероссийской переписи 1897 года сохранились лишь по девяти деревням Нечаевской волости. Зато в 1940-х годах в колхозах и совхозах велись похозяйственные книги, в которых подробно записывался состав каждой семьи с указанием даты рождения, родственных связей, занятий, годов службы в армии и других данных.

В конце книги два указателя – именной и географический.

Книгу сейчас можно приобрести в Егорьевском историко-художественном музее, в церковных лавках при храмах Александра Невского и святителя Алексия в Егорьевске, а также у автора.

См.: https://mosregtoday.ru/geroi-podmoskov-ya/elena-papilova-za-imenami-v-staryh-dokumentah-stoyat-sudby-lyudej/

Источник: http://geno.ru/news/tags/46/
Все новости

Наши услуги, которые могут быть Вам интересны